Monday, October 03, 2011

Григорий Яблонский. Австралийский Лев Толстой

Ольге Яструбецкой
Австралия – удивительная страна. Я убедился в этом, посетив её лет 7 тому назад, а убеждения свои я, как правило, не меняю.
Кенгуру, похожие то на больших зайцев, а то на на героев знаменитого фильма «Аватар» – скакали в 10 метрах от меня. Я видел их, стоя на пороге дома, в котором я жил. Удивительно, конечно...
Меня возили по Мельбурну, а за рулём была удивительная женщина, врач. Кстати говоря, уроженка не Австралии, а города Харькова. «Ай-я-яй, голубчик, вот уж никогда от тебя не ожидала », – так она реагировала на неправильный обгон. А когда её «подрезали», замечала что-то в роде: «Дорогой мой, что с тобой сегодня, ну нельзя же так!» Удивительно, правда? Вы скажете: «Так не бывает!» Но вот было же!
И, наконец, аэропорты. В то время я не видел столь разумно организованных. Никакой толчеи, ясные надписи, быстрое оформление, короткие переходы... Я проходил контроль в аэропорту Канберры. Впереди меня был гигант, ростом не меньше 2 метров. Светловолосый, на спине – автопортрет художника Рембрандта.
“Take your shoes off” («Снимите вашу обувь»), – говорят ему.
“No!” («Нет!»), – отвечает он.
“Please take your shoes off” («Снимите вашу обувь»), – твёрдо повторяют ему.
“No!”(«Нет!»), - твёрдо повторяет он.
“What’s a matter? Take your shoes off!” («В чём дело? Снимите вашу обувь»), – кричат гневно.
“No!”(«Нет!»), - отвечает он и поясняет спокойно: «У меня нет обуви. Я босой»
Потрясающе! Контролёры и я смотрим на его ноги. На них нет обуви. Он босой, в этом нет никаких сомнений. Его пропускают.
Я прохожу тоже и иду к своим воротам – это практически рядом. Усаживаюсь, оглядываюсь. И что же я вижу? Гиганта. Он бос и бородат. Лицо значительно, есть и мысль, и вдохновение. Мы сидим, ожидаем нашего самолёта на Брисбейн. И вот к гиганту подходит человек в служебной униформе и говорит примерно следующее: «Уважаемый господин! В нашем аэропорту нет ограничений на тип обуви, в том числе можно ходить и босым. Именно поэтому Вас пропустили через контроль, это совершенно правильно! Но рейс на Брисбейн осуществляется компанией «Qantas», я – её представитель. Согласно политике нашей компании членам команды и пассажирам во время рейса запрещается находиться на борту с босыми ногами по медико-гигиеническим и социальным соображениям. Так что Вы должны найти обувь и надеть её».
«К сожалению, не могу этого сделать, – возражает босой. – Дело в том, что я – буддист, а мы, буддисты, часто ходим босые». Среди ожидающих отлёта он замечает женщину в сари и обращается к ней за поддержкой.
«Пожалуйста, подтвердите, – попросил он, – что мы, буддисты, очень часто не носим обувь»
«А я – не буддистка, – сказала женщина. – Я из Индии».
И вдруг нас попросили на самолёт, и разговор закончился, и гигант куда-то исчез. Я вошёл в самолёт, уселся на своё место и увидел его рядом с собой. И тут я не утерпел: «Как же Вы решили эту проблему?» – спросил я (разговор шёл, естественно, на английском языке). Он приподнял штанины. Я увидел тупоносые коричневые туфли. «Подарок компании «Qantas», – заметил он. «Замечательно! – воскликнул я. – В следующий раз я – по вашему примеру приду на посадку без ботинок и без рубашки, а, может быть, и без брюк...»
Он улыбнулся.
«А чем Вы вообще зарабатываете на жизнь?» (“What are you doing for living?”), – cпросил я.
«Я - художник»( “I am an artist”), – сказал он.
«Ну что ж, – сказал я. – Тогда мне всё понятно. Насколько я знаю, у художника есть два пути. Один – это путь напряжённейшей работы, дело жизни. Как у Рембрандта на вашей спине. Другой – путь поступков, делать что-то удивительное, остающееся в памяти людей.
«Я выбрал третий путь», – сказал мой спутник. Он снял с ног обувь и уложил её в какой-то мешок.
«И что же это за путь?» – поинтересовался я.
“I have a rich wife” («У меня богатая жена»), - cказал он.
И тут он показал мне фото. Остров Тасмания. Он стоит на берегу океана. Сзади – бунгало с большой верандой. Он с женой и дочкой. Крупные, светловолосые. Дочка прислонилась к нему, он обнимает жену.
И, конечно, – босой.

14 августа 2011 года. Сент-Луис